|
2002
ноябрь
№11 (40)
|
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
|
|
ХАНУКА И ХАНУККИИ
Зажигание свечей.
Рис. Марка Шагала, 1946 г. |
Ханука — праздник освящения, называемый также «праздником Маккавеев», начинается 25 числа (в этом году с 30 ноября по 7 декабря) в месяц Кислейв — третий месяц по еврейскому календарю
в честь победы еврейских повстанцев Маккавеев над греко-сирийскими завоевателями в 164 г. до н. э., когда был отвоеван и заново освящен Иерусалимский Храм. Радость победы сопровождалась великим чудом: в оскверненном воинами царя Антиоха Храме остался только один маленький сосуд с маслом, которого могло хватить для горения светильника лишь на один день, а хватило на все восемь дней, необходимые для приготовления нового масла. В память этого чуда праздник отмечается восемь дней.
Игра в волчок.
Рис. Марка Шагала, 1946 г.
|
В Хануку нет ограничений на какие-либо работы и занятия. Дни этих праздников неотделимы от радости и веселья. На Хануку детям дарят мелкие монеты хануке гелд (идиш). Из детских игр в дни Хануки особенно популярен волчок дрейдл. Традиционное ханукальное блюдо — картофельные оладьи латкес. В современном Израиле на Хануку пекут пончики суфганийот.
Всё в эти дни склоняет нас к радости, главное, таким одухотворенным, сильным и священным становится все вокруг, когда с наступлением первого праздничного вечера зажигается в ханукальном светильнике первая свеча. В последующие вечера каждый вечер (справа налево) добавляют по одной свече и в восьмую ночь зажигают все восемь свечей.
Восьмисвечник хануккия стал символом Хануки.
Что знаем мы о хануккии, которая представляет совершенно особую разновидность светильника?
Всем знаком семисвечник «менора» — один из основных атрибутов иудейского культа и соответственно один из двух центральных символов еврейского народа, наряду с шестиконечной звездой Давида — «Маген-Давидом». И хотя слово «менора» в буквальном переводе с древнееврейского означает светильник, понятие это употребляется по традиции к храмовому, синагогальному семисвечнику, все семь ветвей которого развернуты, как правило, в одной плоскости.
При всем многообразии менор, где и в какой бы период они не создавались, в их облике есть сходство с цветущим деревом, которое можно символически уподобить древу жизни — одному из центральных образов древней культуры всех народов земли.
Ханукальные меноры — это девятиствольные светильники, которые стилистически мало отличаются от обычной меноры, но используются в строго определенные дни одного из наиболее важных праздников еврейского календаря — Хануки. Ханукальные светильники или хануккии в прежние времена были столь же обязательным элементом еврейского ритуального и бытового обихода, как субботние подсвечники.
Традиционная хануккия имеет в одном ряду восемь емкостей для масла или восемь чашечек под свечи. Их количество определяется числом дней праздника, который известный историк и общественный деятель первого столетия новой эры Иосиф Флавий назвал «праздником огней». Зная значение этого праздника для традиционного еврейского мировосприятия, становится понятнее, почему на протяжении веков евреи-ремесленники вкладывали столько любви и умения в изготовление ханукальных светильников, из каких бы материалов они ни изготовлялись. В частности, в Украине в XVIII — начале ХХ вв. создавались и бытовали хануккии из керамики, фаянса, серебра и, в первую очередь, из бронзы.
Лариса Воловик
Хануккия. Серебро, медь, филигрань,
зернь, литье, чеканка, гравировка.
Высота 295 мм. Польша.
Первая половина XIX в. МИДУ
|
Хануккия. Серебро, литье,
чеканка, просечка.
Высота 270 мм.
Польша(?). ХIX в. ЛМЭ
|
Хануккия. Бронза, литье.
Высота 240 мм.
Галиция. XIX в. ЛМЭ |
Хануккия. Серебро,
ажурное литье, ковка,
гравировка. Высота 280 мм.
Германия (?). XIX в. ЛМЭ |
Хануккия. Серебро, медь, филигрань,
зернь, ковка, литье, гравировка.
Высота 165 мм. Польша.
Первая половина XIX в. МИДУ
Использованы материалы из альбома «Шедевры еврейского искусства».
|
|
|
|