2002
сентябрь
№9 (38)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ВЫШЛИ  В  СВЕT


Яков Хонигсман. «Благотворительность евреев Восточной Галиции», Киев, 2002. Институт Иудаики. Институт социальных и общественных работников.
     Известный не только в Украине, но и во многих странах зарубежья львовский профессор Яков Самойлович Хонигсман посвятил свою работу истории и современному развитию благотворительности в Восточной Галиции от средневековья, когда там появились первые евреи, и до наших дней:
     «Благотворительность («гмилат хесед» — оказание уважения) — проявление доброжелательного уважения к ближнему путем материальной или моральной поддержки была свойственна евреям с древнейших времен. Слово «цдака», от древнееврейского (ивритского) слова «цедек» (справедливость) приобрело значение «благотворительная помощь». С древнейших времен поддерживать справедливость — помогать нуждающимся — стало одним из главнейших правил иудаизма. В каждой семье детей учили давать бедным «цдаку».
     Оказание милости бедным — важнейший закон для каждого еврея».

     В книге использованы архивные документы и историческая литература. Такой подход является характерной чертой профессора Я.С.Хонигсмана, исследователя Холокоста, автора многих книг, статей, брошюр.
     Очень хочется надеяться, что в одном из выпусков газеты смогу рассказать о благотворительности харьковских меценатов и порадоваться вместе с читателями тому, что евреи продолжают чтить свои законы и выполнять предписанное свыше.

*  *  *


Кононенко О.Є., Шульженко Л. С. «Харківщинознавство».
     Навчальний посібник для учнів загальноосвітніх навчальних закладів (за редакцією к.п.н. ректора ХОНМІБО Покроєвої Л.Д.). Головне управління освіти і науки Харківської обласної державної адміністрації. Харківський обласний науково-методичний інститут безпреривної освіти. Харків. «Гімназія», 2002.
     У навчальному посібнику зібраний матеріал з минулого і сьогодення Харківської області, висвітлюються етапи її розвитку, становлення як великого промислового, наукового, освітнього і культурного регіону України.
     Посібник складений на основі наукових досліджень харківських вчених. Новий навчальний курс – Харківщинознавство, вивчення якого сприяє вихованню в молоді поваги до спадщини рідного краю, відродженню і подальшому розвитку традицій та історичної пам’яті народу, запропоновано для всіх учнів Харківщини за ініціативою Голови Харківської обласної державної адміністрації Євгена Петровича Кушнарьова.
     Блок “Історія. Харківщина у ХХ столітті (Тема 7), розділ “Харківщина у Великій Вітчизняній війні 1941-1945 років” уперше містить матеріал про Голокост, про трагедію харківських євреїв, підготовлений керівником Просвітницького центру “Голокост”, директором Харківського музею Голокоста Л.Ф.Воловик.

*  *  *


     Борис Хандрос «Местечко, которого нет». Часть 1. «Штетл». Киев, «Альтерпрес», 2002.
     Борис Наумович Хандрос родился в 1923 году в селе-местечке Озаринцы Могилев-Подольского района Винницкой обл. Из династии местечковых учителей. Бывший узник гетто, лагеря «Печера», участник Второй мировой войны. В 1950 г. окончил Киевский госуниверситет. Педагог, писатель, кинодраматург.
     В основе книги «Местечко, которого нет» — воспоминания автора и его земляков, свидетельства очевидцев Холокоста, уникальные архивные материалы.
     «Книга Бориса Хандроса выдающееся явление «украиноиудаики», которая изучает, в первую очередь, взаимовлияние, взаимопроникновение — в особой мере и форме — двух народов в «селах-местечках» (термин Б. Хандроса). В книге дан глубокий анализ истории евреев и украинцев Подолии за прошедшие полтора века. Местечко Озаринцы, которого нет, окружавшие его села, предстают перед нами живыми», — Мартен Феллер, профессор, заместитель директора Института Иудаики.
     На экземпляре книги, подаренной мне надпись — «... от автора из местечка, которого нет. Да не гаснет свеча!!!».
     Среди многочисленного перечня людей, которым автор выразил свою благодарность, — «Мою жену Анну Строеву благодарю за моральную поддержку и долготерпение».
     Анна Строева «Госпиталь. Война. Любовь». Киев, журнал Радуга», 2002. Документально-художественное повествование.
     Анна Тимофеевна Строева — член Союза журналистов Украины, лауреат журналистской премии им. Ярослава Галана. Полевой госпиталь на долгие военные годы стал родным домом для первокурсницы Украинского института журналистики. Лейтенант, начальник штаба госпиталя.
     Над рукописью книги «Госпиталь. Война. Любовь» А. Строева работала до последних дней своей жизни. В ней наблюдения, мысли, чувства, выстраданные автором. Тон всей книги задает маленькая, очень личная повесть «Дикий мед».
     На книге, подаренной мне ее мужем Борисом Хандросом надпись — «... Мы живем, пока нас помнят».
Такими они были в 1945 году.
Анна Строева. Конногвардеец-разведчик Борис Хандрос
     Борис Наумович очень хотел, чтобы обе эти книги были представлены вместе.
     «Вот и дочитаны последние страницы маленькой повести, — пишет он в послесловии к книге Анны Строевой. — Два романа: военно-почтовый и военно- полевой. С разлуками, ожиданием, надеждами, неожиданными поворотами, со встречами через годы, десятилетия. Что тут можно сказать? И нужны ли слова спустя полтора года после ухода из жизни главной героини?...
     Аня умерла, и на долгие месяцы я сам будто умер... Но однажды она явилась мне во сне: в гимнастерке, молодая, красивая — из августа сорок четвертого. Потянувшись к ней навстречу, я спросил:
     — Как же быть без тебя, Аня, что делать?
     И услышал в ответ: — Жить, надо жить!
     И началось мое воскресение».

*  *  *


     Інститут Юдаїки, Київ, 2002. Прекрасно литературно и художественно оформленный буклет, рассказывающий о программах, проектах, издательской деятельности Института Иудаики в Киеве.
     Слово Леониду Финбергу, директору Интитута:
     “Iнститут юдаїки — громадська організація, що створена ініціативною групою з метою вивчати і популяризувати минуле та сучасне життя єврейської громади України. Iнститут створено після трагічних десятиліть більшовицьких репресій, гітлерівського геноциду євреїв та заборони юдаїстичних досліджень у хрущовсько-брежнівські роки. Наприкінці 80-х та на поч. 90-х років, коли почалися процеси національного відродження, серед живих в Україні не було вже жодного освіченого спеціаліста з юдаіки, який міг би сприяти відновленню наукових досліджень. Ми починали практично з нуля, надихало нас бажання дослідити своє минуле та сьогодення заради гідності свого життя та майбутнього наших дітей. Нам допомагали друзі — українські інтелігенти та зарубіжні науковці.
     Iнститут юдаїки на порозі свого другого десятиліття. Яким воно буде — побачимо. А поки продовжимо роботу — до справжніх ювілеїв ще далеко”.

Материал подготовила
Лариса Воловик

Благодарю авторов и издателей за подаренные книги.

Hosted by uCoz