2000
сентябрь
№10 (14)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

История харьковской хоральной синагоги

     Xарьковская хоральная синагога является уникальным памятником еврейского синагогального зодчества. Ее архитектурные формы обобщают достижения европейских стилей разных времен: мавританские и романо-готические влияния, и этим она отличается от синагог еврейских штетл Западной Украины. Сооружена она в духе модерна — стиля, распространившегося на рубеже последних веков, и имеет неповторимый и цельный образ. Из большого количества еврейских молелен г. Харькова, существовавших в довоенные десятилетия, это единственное здание, которое донесло до нас первоначальный замысел архитектора, вопреки всем недавним историческим коллизиям.
     Молитвенный дом (1-я молельня), находившийся на том месте, где ныне возвышается хоральная синагога, был учрежден в 1867 году по ул. Немецкой, 12 (с 1899 г. — ул. Пушкинская, 12). Судя по документальным записям, общее количество прихожан 1-й молельни на 1887 г. составляло 800 человек. В ярмарочное время в город прибывало еще до 3000 евреев для участия в торговых операциях.
     В 1906 году обветшавшая синагога была закрыта по распоряжению Губернской администрации, и прихожане были вынуждены молиться в частном помещении. В 1909 году Правление Первой Харьковской Еврейской молельни поручило Императорскому Санкт-Петербургскому Обществу Архитекторов организовать конкурс на составление эскизных проектов хоральной синагоги в Харькове. Старая синагога была снесена в 1910 г., а уже в сентябре 1913 г. по ул. Пушкинской, 12 на этом же самом месте была возведена новая уникальная хоральная синагога. До сих пор сохранились .чертежи и вся проектная документация.
     Синагога использовалась по своему назначению около 10 лет, затем в 1923 г. здание со всем имуществом было национализировано советской властью. Дело о закрытии харьковской хоральной синагоги насчитывает 111 листов.
     Синагогу по "многочисленным требованиям" закрыли и передали здание с имуществом под еврейский рабочий клуб. Получалось, что здание синагоги как бы и не отбиралось, а просто государство "пошло навстречу требованиям религиозного и пролетарского еврейства" и распорядилось своей собственностью в пользу последнего. Клуб находился в здании синагоги до 1941 г., а после войны сохранившееся здание было выделено для детского кинотеатра.
     В 1944 г. в Харькове вновь была образована еврейская религиозная община, которая ходатайствовала о возврате здания. Ходатайство было отклонено.
     В 1949 г. харьковская религиозная еврейская община была снята с регистрации, как самоликвидировавшаяся.
     А в синагоге по ул. Пушкинской в 50-х годах разместился ДСО "Спартак". Были проведены в 1954-1960 годы значительные работы по внутренней реконструкции, что привело к полной потере декоративной отделки интерьеров, сильно нарушена первоначальная планировка. Вдобавок, в 1974 г. над Харьковом пронесся ураган, который сорвал медные листы, покрывавшие купол синагоги.
     Впервые об активном открытом возрождении религиозной еврейской жизни в Харькове можно говорить, начиная с 1988 г.
     3 сентября 1988 г. во временном молельном помещении по ул. Квиткинской 48-а состоялось собрание "граждан иудейского вероисповедания". Судя по протоколу, на нем присутствовало 20 человек. Речь шла об образовании еврейской общины Харькова с ее последующей регистрацией в соответствующих органах. Председателем общины был избран Мостовой Гдаль Борисович. Его заместителем Спивак Петр Лазаревич. Уже на этом собрании шла речь о том, чтобы правление занялось вопросом возврата синагоги, но дальше помещения самой маленькой (из 15 синагог, существовавших в Харькове), расположенной по ул. Кузнечная 24, фантазия даже не поднималась.
     Община, образованная 3.09.88 г. так и не была зарегистрирована, но начала активно участвовать в жизни Харькова. Уже через месяц после создания иудейская община выразила поддержку Епархиальному Управлению в передаче Харьковской епархии здания Покровского собора.
     Почти год власти тянули с официальной регистрацией общины, выдвигая различные причины: затребовали для регистрации общины 50 учредителей, затем предъявили претензию, что площадь дома по ул. Квиткинской не отвечает санитарным требованиям. Харьковская религиозная еврейская община была зарегистрирована в июле 1989 г. по ул. Броненосца Потемкина, 14. Это был частный дом А.С. Королика, который передал его в аренду для еврейской общины. На собрании общины ее председателем остался Гдаль Борисович Мостовой, выбраны два заместителя — Александр Ефимович Королик и Леонид Петрович Леонидов.
     В августе 1989 г. харьковская еврейская община выступила с предложением о создании Совета еврейских общин СССР. 18 августа 1989 г. было отправлено письмо председателю Совета по делам религии при Совете Министров СССР Ю.Н. Христорадову, к письму был приложен проект Устава Совета еврейских общин СССР, подготовленный Л.П. Леонидовым. Московская община поддержала харьковчан. На Всесоюзный форум еврейских религиозных общин, состоявшийся 23 января 1990 г. в Москве, харьковская община направила А.Е.Королика.
     Сохранился экземпляр адресно-телефонного справочника ВСЕРО (Всесоюзного Совета еврейских религиозных общин), Москва, 1990 г. Перечислены члены президиума — грузинские, горские, бухарские евреи, от Украины три человека — Левин Д.И. (Киев), Литван А.Д. (Одесса) и Королик А.Е. (Харьков). Председатель ВСЕРО — А.С.Шаевич, председатель исполнительного органа ВСЕРО - В.С.Федоровский. И дальше список организаций — первых членов ВСЕРО: на стр. 23 под № 59 г. Харьков, ул. Броненосца Потемкина, 14. Председатель: Мостовой Гдаль Борисович, зам. председателя: Леонидов Леонид Петрович и Королик Александр Ефимович; раввин: Иоффе Израиль Абрамович; казначей: Черная Софья Исааковна.
     В тоже время община продолжала самое главное свое дело — борьбу (другим словом происходящие события не назовешь) за возврат харьковским евреям здания главной синагоги города по ул. Пушкинская, 12.
     Еврейская община неоднократно в течение 1988 и 1989 гг. обращалась в горком партии и горисполком по вопросу возврата здания, которое в 1913г. было построено на средства ремесленников и рабочих еврейской общины. Из письма председателя харьковского облсовпрофа В.К.Чуба на имя председателя исполкома харьковского городского совета народных депутатов С.Н. Соколовского (оно заслуживает того, чтобы привести выдержки из него):
     "Дом физкультуры "Спартак", расположенный по ул. Пушкинской, 12 является неотъемлемой частью сети спортивных сооружений г. Харькова...
     Передача здания еврейской общине нецелесообразна, т.к. приведет к утрате общегородского спортивного центра, популярного среди спортсменов... уменьшение числа спортсооружений отрицательно скажется на социальной обстановке в городе...
     ... В случае если еврейская община г. Харькова рассмотрит вопрос создания ... спортивного центра, объединенного с плоскостными сооружениями в районе Салтовского или Алексеевского жилых массивов города, здание бывшей хоральной синагоги может быть передано общине".
     Большую помощь в возвращении харьковской синагоги оказал поэт Евгений Евтушенко, который в это время был избран Народным депутатом СССР от Харьковского ТО № 520. Как народный депутат СССР, Евгений Евтушенко обратился 25 ноября 1989 г. к первому секретарю харьковского обкома КПУ Мысниченко В.П., председателю харьковского облисполкома Масельскому А.С. и председателю харьковского горисполкома Соколовскому С.Н. Одновременно Е. Евтушенко направляет письмо в адрес первого секретаря КП Украины Ивашко В.А.: "Дорогой Владимир Антонович!
     Искренне поздравляю Вас с избранием на пост первого секретаря. Это уж чувствуется во многих переменах. Пересылаю Вам вместе с моим письмом письмо, адресованное Вам от евреев общины г. Харькова. Они настоятельно просят Вашей помощи в том, чтобы в Харькове была, наконец, восстановлена синагога, ныне превращенная в спортклуб, и создан культурный еврейский центр. Если этого не произойдет, поток еврейской эмиграции — ученых, инженеров, программистов, медиков, музыкантов будет катастрофически повышаться.
     Прошу Вас не остаться равнодушным к этому вопросу и поговорить с харьковскими властями, недопустимо долго затягивающими положительные конкретные решения. С уважением...."
     Переписка идет на всех уровнях.
     Еврейская община отправляет письма в Верховный Совет СССР и комитет по делам религий при СМ СССР. Письма "в соответствии с законодательством" возвращаются на рассмотрение в Харьков.
     19 января 1990 г. харьковская община обращается за помощью и содействием к председателю харьковского облисполкома А.С.Масельскому с письмом, в котором указывает, что решение городскими властями вопроса о возврате здания синагоги по ул. Пушкинской недопустимо затягивается (письма-отказы от 16.08.88г., 03.11.89 г., 13.12.89г.). Тем более, что в это время велозавод официально обратился в общину по вопросу сноса дома по ул. Броненосца Потемкина, где была зарегистрирована и расположена община. К письму были приложены списки с подписями 1000 харьковчан-евреев, которые присоединились к просьбе. (Списки с подписями сохранились).
     9 марта 1990 г. Учредительный совет общины отправляет телеграмму в адрес Совета национальностей Верховного Совета СССР Нишанову и в Совет по делам религий при СМ СССР Хри-стораднову следующего содержания: "Харьковская религиозная община в течение двух лет обращалась во все инстанции по вопросу возврата синагоги по ул. Пушкинской 12. С первого марта этого года спортивное общество "Спартак", располагавшееся в этом здании, расформировано и в здании синагоги разместили хозрасчетное объединение — кооператив. Нашему возмущению и горю нет предела.
     Просим незамедлительно принять меры и вернуть здание синагоги Харьковской общине иудейского вероисповедания".
     22 августа 1990 г. харьковская синагога по ул. Пушкинской, 12 была передана общине.
     Недавно, на одной из конференций в Киеве, Геннадий Удовенио вспоминал: когда открывали возвращенную синагогу в Харькове, должен был присутствовать тогдашний Председатель Верховного Совета Леонид Кравчук, но по каким-то обстоятельствам он не смог приехать, и поручил представлять Киев своему первому заместителю Владимиру Гриневу.
     Официальное открытие синагоги в Харькове состоялось в сентябре 1990 г.
     Казалось, все злоключения закончены, необходимо искать средства для реставрации синагоги и заниматься богоугодными делами. Но начинается следующий виток в злоключениях харьковской синагоги. При изучении архивных материалов и документов обращает на себя внимание одна особенность — религиозная община в них называется иудейской и только. Ни разу не ставится вопрос о конфликте меж конфессионального характера. Религиозного конфликта и нет. Есть амбиции и личные интересы.
     О том, как жила знаменитая харьковская синагога, расположенная по ул. Пушкинская 12, в течение девяти лет, какие "ураганы" проносились над ней, какие "подземные толчки" сотрясали ее, это тема другого подробного исследования. Возможно, со временем мы расскажем об этом на страницах нашей газеты.
     В настоящее время в синагоге харьковской религиозной общиной ортодоксального иудаизма (раввин Мойше Москович) ведутся ремонтные и реставрационные работы. Проводятся службы. Сняты перекрытия второго и третьего этажей, обнажив купол. Заходя в большой зал синагоги и поднимая вверх к куполу голову, даже сейчас, в состоянии ремонта, ощущаешь необыкновенный подъем.
     Я намеренно старалась убрать эмоции при доку ментальном изложении материала и хочу обратить внимание читателей на некоторые даты: В 1910 г. была снесена старая синагога по ул. Пушкинской, 12. Уже в сентябре 1913г. была возведена на том же месте новая уникальная хоральная синагога, которая просуществовала 10 лет. С 1988 г. началась борьба за возврат этой синагоги харьковской иудейской общине, и через 2 года синагога была возвращена.
     И вот с сентября 1990 г., почти 9 лет, синагога не могла нормально функционировать из-за амбиций, когда во главу угла были поставлены личные интересы. Мы должны сделать выводы из истории возрождения харьковской синагоги. Настойчивость людей, преданных своему делу, дает результаты, а по истечению времени становится ясно, кто есть кто. Я была на протяжении этих лет, как-и многие харьковчане, свидетелем происходящих событий и благодарна их участникам за предоставленные документы. Эта статья написана по материалам Харьковского областного госархива, личным архивам Александра Королика, Леонида Леонидова и архива харьковской синагоги, который мне любезно предоставил главный раввин Харькова и области Мойше Москович.

Леонид Леонидов и Александр Королик

Реб Мойше Москович
     В сентябрьские дни Харьковская община празднует десятилетие возврата знаменитой хоральной синагоги по ул. Пушкинская, 12. Мы все надеемся, что в Рош-а-Шана в большом молельном зале впервые после долгого перерыва под освобожденным куполом синагоги прозвучит молитва.

Лариса Воловик
Фото автора.

Hosted by uCoz